Парциальные программы
Л.Л. Тимофеева. Программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад № 194» г. о. Самара является обучение детей правилам дорожного движения. Поэтому в практической работе ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности за основу взята программа Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», которая обеспечивает реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются через реализацию содержания парциальной программы:
Цель программы: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях;
- формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия.
Основные принципы программы:
Основные принципы программы:
- Принципы отбора содержания программы;
- Принципы построения образовательного процесса на основе образовательной программы.
Система и последовательность работы по формированию культуры безопасности дошкольников представлена тематическими блоками:
Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются также через реализацию содержания программы
С.Н. Николаева. Программа «Юный эколог»
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей 2-6 лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье;
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:
- старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
- морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
- при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличиеот предмета (неживого объекта);
- старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;
- средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.