Экологическое воспитание


Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой

Экология - это то, что окружает каждого из нас. Ещё никогда не стояла так остро угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днём всё больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст самое подходящее время для формирования у ребёнка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре и фауне.

Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является социальным заказом общества в системе дошкольного образования. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.

В нашем детском саду ведётся активная работа в этом направлении. Педагогическим коллективом был разработан и принят на педагогическом совете план мероприятий, направленных на формирование и развитие экологических знаний детей, а в качестве парциальной программы по воспитанию экологической культуры дошкольников педагоги широко используют программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой и программу «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой. Экологическая культура, по мнению Рыжовой, С.Н. Николаевой, включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. А значит, экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Таким образом, цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг)
  • детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе
  • общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова
  • наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка. Задача наших воспитателей приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого наши педагоги с самого раннего возраста прививают ребятам основы экологической культуры.

Указ Президента Российской Федерации О проведении в Российской Федерации Года экологии

Открыть документ


План мероприятий в рамках проведения Года экологии 2017

Открыть документ


Печать E-mail